Публичное заявление ФАТФ

Публичное заявление ФАТФ

1045
Париж, Франция, 22 февраля 2019 года.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) является организацией, устанавливающей стандарты в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на международном уровне. В целях защиты международной финансовой системы от рисков ОД/ФТ и содействия более полному соответствию национальных режимов международным стандартам ПОД/ФТ ФАТФ определила перечень юрисдикций, в системах ПОД/ФТ которых имеются стратегические недостатки, и проводит с ними работу по устранению данных недостатков, представляющих угрозу международной финансовой системе.

Юрисдикция, в отношении которой ФАТФ призывает государства-члены и другие юрисдикции применить контрмеры в целях защиты международной финансовой системы от сохраняющихся значительных рисков отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ). 

ФАТФ по-прежнему обеспокоена бездействием КНДР по устранению существенных недостатков национального режима ПОД/ФТ, которые серьезно угрожают целостности международной финансовой системы. ФАТФ призывает КНДР безотлагательно и в должной мере устранить выявленные недостатки. Кроме того, ФАТФ обеспокоена угрозой, исходящей от КНДР в сфере незаконной деятельности, связанной с распространением оружия массового уничтожения и его финансированием. 

ФАТФ подтверждает свое заявление от 25 февраля 2011 г., вновь призывая государства-члены и настоятельно рекомендуя всем юрисдикциям обращать особое внимание своих финансовых институтов на деловые отношения и операции с КНДР, включая компании и финансовые институты КНДР. В дополнении к мерам усиленного воздействия ФАТФ вновь призывает государства-члены и настоятельно рекомендует всем юрисдикциям принять эффективные контрмеры и целевые финансовые санкции в соответствии с Резолюциями Совета Безопасности ООН для защиты своих секторов от рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, исходящих от КНДР. Юрисдикциям следует принять необходимые меры для закрытия существующих филиалов, дочерних компаний и представительств банков КНДР на своих территориях, а также в случае необходимости прервать корреспондентские отношения с банками КНДР в соответствии с резолюцией СБ ООН. 

Юрисдикции, в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены и другие юрисдикции применить усиленные меры надлежащей проверки, соответствующие рискам, исходящим от данной юрисдикции.

Иран
В июне 2016 г. ФАТФ приветствовала заявленную Ираном на высоком политическом уровне необходимость устранения стратегических недостатков в национальной системе ПОД/ФТ, а также принятое страной решение запросить техническое содействие для надлежащей имплементации Плана действий. В свете демонстрации Ираном такой политической приверженности и принятых надлежащих действий, в октябре 2018 г. ФАТФ было принято решение сохранить мораторий на контрмеры в отношении данной юрисдикции.

В ноябре 2017 года в Иране был создан режим декларации наличных средств. В августе 2018 года Иран принял поправки к своему Закону о финансировании борьбы с терроризмом, а в январе 2019 года Иран также принял поправки к закону о борьбе с отмыванием денег. ФАТФ отмечает данный прогресс в законодательной деятельности. Законопроекты по ратификации Палермской и Конвенции о финансировании терроризма приняты парламентом, но еще не вступили в силу. Как и в случае любой юрисдикции, ФАТФ может рассматривать только полностью вступившее в силу законодательство. После того, как оставшееся законодательство Ирана полностью вступит в силу, ФАТФ проведет его обзор наряду с уже действующим, с целью определения соответствия стандартам ФАТФ содержащихся в нем мер Плана действий. 
План действий Ирана истек в январе 2018 года. В феврале 2019 года ФАТФ отметила, что следующие пункты еще не завершены, и Иран должен полностью их рассмотреть, включая: (1) адекватную криминализацию финансирования терроризма, в том числе путем изъятия исключения для обозначенных групп «пытающихся прекратить иностранную оккупацию, колониализм и расизм»; (2) выявление и замораживание террористических активов в соответствии с соответствующими резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций; (3) обеспечение адекватного и принудительного соблюдения режима надлежащей проверки; (4) обеспечение полной независимости Подразделения финансовой разведки и соблюдение требования о направлении сообщений о попытках совершения подозрительных операций; (5) демонстрацию того, как власти выявляют и санкционируют нелицензированных поставщиков услуг передачи денег/ценностей; (6) ратификацию и осуществление Палермской и международной конвенций по борьбе с финансированием терроризма и разъяснение возможностей оказания взаимной правовой помощи; (7) обеспечение проверки финансовыми учреждениями полной информации об отправителе и бенефициаре банковских переводов.

На этой неделе ФАТФ решила на своем заседании сохранить мораторий на контрмеры.  Тем не менее, ФАТФ выражает свое разочарование в связи с тем, что большая часть Плана действий остается невыполненной и ожидает, что Иран начнет стремительно продвигаться по пути реформ, чтобы обеспечить выполнение всех остальных пунктов путем завершения и применения необходимых реформ в области ПОД/ФТ. 

К июню 2019 года ФАТФ ожидает введение в действие Ираном необходимого законодательства в соответствии со стандартами ФАТФ, или ФАТФ предпримет дальнейшие шаги для защиты от рисков, связанных с недостатками режима Ирана в отношении ПОД/ФТ. ФАТФ также ожидает, что Иран продолжит продвигаться вперед путем введения в действие регулирования и других поправок. 

Иран будет фигурировать в публичном заявлении до тех пор, до тех пор, пока План действий не будет полностью выполнен. Пока Иран не имплементирует меры, необходимые для устранения недостатков, указанных в Плане действий, ФАТФ будет сохранять озабоченность в связи с исходящими от Ирана рисками финансирования терроризма и угрозой, которую они представляют для международной финансовой системы. Таким образом, ФАТФ призывает свои государства-члены и настоятельно рекомендует всем юрисдикциям обращать особое внимание своих финансовых институтов на деловые отношения и операции с физическими и юридическими лицами из Ирана в соответствии с 19 Рекомендацией ФАТФ, в том числе: (1) получение информации о причинах предполагаемых сделок и (2) проведение расширенного мониторинга деловых взаимоотношений путем увеличения количества и частоты проводимых контрольных проверок, а также выявления типичных моделей транзакций, требующих дополнительного анализа.