Рус

Публичное заявление ФАТФ

Публичное заявление ФАТФ

1101

Париж, Франция, 18 октября 2019 года. – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) является организацией, устанавливающей стандарты в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на международном уровне. В целях защиты международной финансовой системы от рисков отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ), содействия более полному соответствию стандартам ПОД/ФТ, ФАТФ определяет перечень юрисдикций, имеющих стратегические недостатки, и проводит с ними работу по устранению данных недостатков, представляющих угрозу международной финансовой системе.
Юрисдикция, в отношении которой ФАТФ призывает государства-члены и другие юрисдикции применять контрмеры в целях защиты международной финансовой системы от сохраняющихся значительных рисков отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ).

 
Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)


ФАТФ по-прежнему обеспокоена в связи с неспособностью КНДР устранить существенные недостатки в ее режиме по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (ПОД/ФТ) и серьезными угрозами, которые они представляют для целостности международной финансовой системы. ФАТФ призывает КНДР незамедлительно и эффективно устранить свои недостатки в сфере ПОД/ФТ. Кроме того, ФАТФ выражает обеспокоенность по поводу угрозы, исходящей от незаконной деятельности КНДР, связанной с распространением оружия массового уничтожения (ОМУ) и его финансированием.
ФАТФ подтверждает свое заявление от 25 февраля 2011 года с призывом к государствам-членам и настоятельно призывает все юрисдикции обращать особое внимание своих финансовых институтов на деловые отношения и транзакции с КНДР, включая компании и финансовые институты КНДР, а также лиц, действующих от их имени. В дополнение к мерам усиленного воздействия ФАТФ вновь призывает государства-члены и настоятельно призывает все юрисдикции применять эффективные меры противодействия, а также целевые финансовые санкции в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, для защиты своих финансовых секторов от рисков отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ОД/ФТ/ФРОМУ), исходящих от КНДР. Юрисдикциям следует принять необходимые меры, чтобы закрыть существующие филиалы, дочерние компании и представительства банков КНДР в пределах их территорий и прекратить корреспондентские отношения с банками КНДР, если это предусмотрено соответствующими резолюциями СБ ООН.
Юрисдикция, в отношении которой ФАТФ призывает государства-члены и другие юрисдикции, применять в соответствии с Рекомендацией 19: 1) усиленную надзорную проверку филиалов и дочерних компаний финансовых учреждений, находящихся в Иране; 2) расширенные соответствующие механизмы отчетности либо систематическую отчетность о финансовых операциях; и 3) усиленные требования к внешнему аудиту в отношении финансовых групп, применительно к любому из их филиалов и дочерних компаний, расположенных в Иране.

Иран

В июне 2016 года ФАТФ приветствовала политическую приверженность высокого уровня Ирана устранить свои стратегические недостатки в сфере ПОД/ФТ, а также решение страны по соисканию технической помощи в реализации Плана действий.
В ноябре 2017 года Иран установил режим декларирования наличных средств. В августе 2018 года Иран принял поправки к своему Закону о борьбе с финансированием терроризма, а в январе 2019 года Иран также принял поправки к своему Закону о борьбе с отмыванием денег. ФАТФ признает прогресс этих законодательных усилий. Законопроекты о ратификации Палермской конвенции и Конвенции о финансировании терроризма уже приняты Парламентом, но еще не вступили в силу. Как и в любой стране, ФАТФ может рассматривать только полностью принятые законы. Как только оставшееся законодательство вступит в полную силу, ФАТФ рассмотрит его вместе с принятым законодательством, чтобы определить, соответствуют ли содержащиеся в нем меры Плану действий Ирана, согласно стандартам ФАТФ.
План действий Ирана истек в январе 2018 года. В октябре 2019 года ФАТФ отметила наличие невыполненных пунктов, и Ирану следует в полной мере решить: (1) адекватную криминализацию финансирования терроризма, в том числе путем исключения изъятий для определенных групп, «пытающихся прекратить иностранную оккупацию, колониализм и расизм»; (2) выявление и замораживание террористических активов в соответствии с соответствующими резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций; (3) обеспечение адекватного и принудительного соблюдения режима надлежащей проверки клиентов; (4) разъяснение того, что отправка СПО в отношении попыток совершения сделок, связанных с ФТ, осуществляется в соответствии с иранской нормативно-правовой базой; (5) продемонстрировав, как уполномоченные органы выявляют и санкционируют нелицензированных поставщиков услуг передачи денег или ценностей; (6) ратификацию и имплементацию Палермской конвенции и Конвенции по ФТ и разъяснение возможности оказания взаимной правовой помощи; (7) обеспечение того, чтобы финансовые учреждения проверяли, что банковские переводы содержат полную информацию об отправителе и получателе.
В июне 2019 года ФАТФ приняла решение призвать своих членов и настоятельно призвать все юрисдикции принимать усиленные надзорные меры в отношении филиалов и дочерних компаний финансовых учреждений, находящихся в Иране. В соответствии с публичным заявлением от июня 2019 года ФАТФ на этой неделе решила уведомить своих членов и настоятельно призвать все юрисдикции ввести расширенные механизмы соответствующей отчетности либо систематическую отчетность о финансовых операциях; а также потребовать усиление требований внешнего аудита в отношении финансовых групп, применительно к любому из их филиалов и дочерних компаний, расположенных в Иране.
Если до февраля 2020 года Иран не ратифицирует Палермскую конвенцию и Конвенцию о финансировании терроризма в соответствии со стандартами ФАТФ, то ФАТФ полностью отменит приостановление контрмер и настоятельно призовет своих членов и другие юрисдикции применить эффективные меры противодействия в соответствии с Рекомендацией 19.
Признавая, что Ираном недавно принят подзаконный акт по ПОД/ФТ, который не был еще рассмотрен ФАТФ, ФАТФ выражает свое разочарование тем, что План действий остается невыполненным. ФАТФ ожидает, что Иран быстро пойдет по пути реформ, чтобы обеспечить решение всех оставшихся вопросов путем завершения и осуществления необходимых реформ в сфере ПОД/ФТ.
Иран будет оставаться в Публичном Заявлении ФАТФ, пока План действий не будет полностью завершен. До тех пор, пока Иран не реализует меры, необходимые для устранения недостатков, связанных с противодействием финансированию терроризма, указанных в Плане действий, ФАТФ будет по-прежнему обеспокоена риском финансирования терроризма, исходящим от Ирана, и угрозой, которую он представляет для международной финансовой системы. Поэтому ФАТФ призывает своих членов и настоятельно призывает все юрисдикции продолжать обращать особое внимание своих финансовых учреждений на применение усиленных мер по проверке деловых отношений и операций с физическими и юридическими лицами из Ирана, в соответствии с Рекомендацией 19 ФАТФ, включая: (1) получение информации о причинах предполагаемых операций; и (2) проведение расширенного мониторинга деловых отношений за счет увеличения количества и сроков применения мер контроля и выбора схем операций, которые требуют дальнейшего изучения.